Статьи

« Назад

Квесты по франшизе  21.08.2015 13:29

 

Сибирь захлестнуло новое увлечение — реалити-квесты. Неудивительно, что многие стремятся сделать бизнес на модном хобби, но создавать своё дело в условиях переполненного рынка — задача очень рискованная. Один из участников рынка, компания TruExit, поделилась с Sibnet.ru способом, как можно реализовать себя в популярной индустрии квестов.

По данным федеральной компании TruExit, сейчас рынок квестов, которому чуть больше года, находится в самом расцвете. Только в Москве квестов насчитывается больше 500, открываются всё новые и новые локации и в регионах.

«Думаю, своей популярности квесты обязаны самому формату. Это веселая командная игра — новая альтернатива кинотеатрам, барам и ночным клубам. В отличие от кино вам не нужно сидеть два, а то и три часа на одном месте, и вы сами чувствуете себя вовлеченным в сюжет. Именно от ваших действий зависит исход игры и вам не нужно про себя давать советы главному герою, а потом расстраиваться, что он вас не послушал) В отличие от баров и ночных клубов у вас есть общая задача и тема для разговора», — поясняет директор по развитию компании TruExit Елизавета Ясько.

 По её мнению, квесты привлекают людей в первую очередь тем, что развивают интеллект и командный дух, но в то же время не требуют специальной подготовки и гарантируют новые эмоции.

КАК «СДЕЛАТЬ» КОНКУРЕНТОВ?

На первый взгляд, кажется, что организовать квест несложно — устройство самой простой локации стоит несколько сотен тысяч рублей. Но проблема в том, что банальным квестом в условиях переполненного рынка уже никого не заинтересуешь. Удачный вариант сейчас — приобрести франшизу у уже «раскрученного» бренда.

«С такой конкуренцией очень сложно вывести на рынок никому не известный бренд. Нужно как минимум закладывать большой бюджет на рекламу и маркетинг. Плюс много средств уйдет на создание сайта с удобной системой бронирования, разработку фирменного стиля и всего что с ним связано», — рассказывает Ясько.

Устаревшие и непопулярные квесты сейчас быстро закрываются или перестраиваются. Первые локации TruExit, вспоминает собеседница, были построены на поиске ключей в обычной комнате: они обходились в 200 тысяч рублей и окупались буквально за месяц, но сейчас на рынке уже другие правила.

«Сейчас, с появлением на рынке новых и дорогих технологий, на такие квесты никто уже ходить не хочет. Многие компании до сих пор открывают такие квесты, удивляются, что к ним никто не ходит и спустя пару месяцев пытаются продать бизнес, делая наценку более чем в 10 раз», — объясняет Ясько.

Теперь у TruExit есть локации, в которые изначально было вложено несколько миллионов рублей. Например, это «Хогвартс» — пять комнат с декорациями, приближенными к атмосфере любимого многими «Гарри Поттера». Второй — «Остаться в живых» — квест с технологиями дополненной и виртуальной реальности, воссоздающий бункер из сериала Lost.

«Но, безусловно, есть еще такой фактор, как окупаемость. И нужно понимать, что чем дороже квест, тем дольше он будет окупаться. А учитывая, что про срок службы пока говорить рано (рынку чуть больше года и первые квесты уже отработали свое и были перестроены) — нужно не упустить эту грань между качеством квеста и окупаемостью. Если вам предлагают бизнес-план по квестам с окупаемостью больше года, стоит задуматься. Это пока не тот рынок, где правильно рассчитывать на такую длительную перспективу», — предупреждает Елизавета Ясько.

СКОЛЬКО СТОИТ УСПЕХ?

Сейчас успешная компания вплотную занялась развитием в регионах. У TruExit есть своя строительная фирма Indestroom, которая строит не только их квесты, но и квесты для многих конкурентов, а также объекты на продажу за рубеж.

«Благодаря такому количеству заказов мы знаем реальную стоимость всех технологий и работы, поэтому можем предложить оптимальные и реальные цены для наших франшиз. Нам интересно развивать регионы, поэтому взносы для них невысокие. Да, они выше, чем у некоторых других компаний, но и качество соответствующее. Мы можем предложить большой выбор готовых сценариев практически на любой бюджет», — говорит Ясько.

Финансовая сторона вопроса состоит из паушального взноса (единовременного платежа при заключении договора, дающего право на использование бренда), роялти (ежемесячного процента с выручки) и стоимости самих квестов, которая зависит напрямую от их сложности.

«Мы не советуем открывать меньше двух квестов, поскольку это не очень выгодная бизнес-модель: не получится экономить на ежемесячных издержках. При открытии локации из двух квестов среднего уровня выручка составит от 400 000 руб. При загрузке от трёх игр в день проект окупится не более чем за полгода», — делится собеседница.

Количество локаций, которые стоит открыть для начала успешного бизнеса, зависит от конкретного города и спроса. Обычно, по её словам, франчайзи заключают договор на два-три квеста, а когда бизнес начинает развиваться, всегда могут достроить ещё несколько.