Статьи

« Назад

Квестовый бум в Сибире  14.10.2015 09:04

Квест — разновидность игр, при которой в замкнутой локации запирается определенное количество человек (от 2 до 5), которым как правило за один час бывает необходимо искать выход из комнаты, решать головоломки, подобрать коды, используя для этого окружающие предметы. Суть игры — выполнить как можно больше целей, определяемых сценарием конкретной локации.

По словам участников рынка, первые реалити-квесты берут свое начало из стран Азии, ─ Индонезии, Японии. В 2013 году очередь дошла до России и стран Европы. Первым городом нашей страны, отреагировавшим на этот тренд, безусловно стала Москва, где с оглядкой на опыт Европы и Азии в конце 2013 года появились первые квесты. Уже весной 2014 года квесты начали заявлять о себе и в Новосибирске, когда на рынке появился первый локальный игрок ─ «Выход», основанный дуэтом ведущих компании «Свои люди» Романом Автуховым и Романом Купецким.

Сейчас в Новосибирске уже действует или готовится к открытию не менее 20 квестов, а в целом по СФО их уже более 50. Уже в середине февраля в Новосибирске по франшизе откроется первый квест самого крупного федерального игрока этого рынка – «Клаустрофобии». По словам соучредителя ООО «Клаустрофобия Новосибирск» Руслана Маханькова, на разработку квеста уже потрачено более двух месяцев. Всего в перспективе командой, будет запущено 4 локации на Красном проспекте и Октябрьской.

Также в начале февраля 2015 года будет открыт квест FAUN в лофт-проекте ТРАVА. Примечательно, что на эту площадку изначально планировал «заселиться» и сам «Выход», однако позже пересмотрел свои планы в пользу центра города. Не отстает и другой лофт-проект «Мельница», который по словам одного из резидентов, также работает над созданием квеста, однако в упрощенной, «лайт»-версии.

Секрет столь активного распространения квестов на рынке прост. Прежде всего, это достаточно новый и достаточно универсальный вид развлечений, выступающий альтернативой просмотров кинофильмов, боулингу, пейнтболу. И, наконец, он особенно должен прийтись по душе любителям аналогичных по своему сценарию виртуальных игр.

Существует большой спрос на такой вид активного отдыха, причем целевая аудитория очень большая, в прохождении квестов участвуют даже целыми семьями», ─ обосновывает интерес к рынку Дмитрий Тарасенко, компания которого занимается подготовкой запуска квеста в Омске.

Впрочем, не все разделяют такой подход, выражая сомнения в том, что в сложных экономических условиях люди будут тратиться на такие развлечения. «Для меня это спорно. Возможно, участники этого рынка плохо помнят прошлый ощутимый кризис 1998 года, там реально было не до развлечений. Хотя в период кризиса люди, тоже развлекаются, тем самым «заглушая стресс», но как показывает история, выбирают самые дешевые и доступные средства отдыха и совсем не факт, что таким дешевым «антидепрессантом» станут квесты», ─ делится точкой зрения совладелец «Метро-Хостел-Новосибирск» Андрей Шеменев, отмечая, что даже не рассматривал возможность запуска такого бизнеса.

В свою очередь Роман Автухов соглашается, что есть множество фактов, которые влияют как положительно, так и не очень, но уверяет, что «со всем можно справляться». Сам «Выход» уже давно занимается активным продвижением своего проекта, выделяя на это все большие бюджеты. Уже в ближайшее время компания планирует рекламироваться в одном из крупных новосибирских кинотеатров. Со временем конкуренция будет заставлять участников охватывать все новые площадки для рекламы и инструменты для продвижения.

Конкурентная среда

Характеризуя текущее состояние рынка, его участники отмечают, что он в настоящее время он находится лишь на стадии зарождения. Все его участники в совокупности работают над тем, чтобы донести до большего количества людей информацию о новом способе развлечений и объяснить, что вообще представляет собой квест. «60% людей, приходящих к нам, вообще не слышал о таком развлечении и никогда его не пробовал. Сейчас задача всех участников ─ не направлять усилия против друг друга, а в целом работать на популяризацию квестов», ─ констатирует учредитель «Квест Сити Новосибирск» Василий Шелемба.

Учитывая, что большинство потенциальных клиентов квестов еще ни разу не принимало в них участие, а значит и отличить плохое от хорошего им пока сложно, это играет на руку слабым игрокам. Таким образом, пока места хватает игрокам самого разного уровня, в том числе проектам, реализованным быстро и бюджетно, поскольку это позволяет текущий уровень развития рынка. Отсев участников еще только предстоит в будущем. «На мой взгляд, квесты в реальности в нашем городе, растут как грибы, но их уровень, качество исполнения и техническая начинка, к сожалению, оставляет желать лучшего», ─ констатирует Руслан Маханьков. «Есть как сильные игроки, так и совсем слабые. Не хватает действительно качественных и антуражных квестов», ─ соглашается с коллегой Сергей Лапушкин.

Своим наиболее опасным конкурентом и наиболее сильным игроком на рынке кроме появившегося первым «Выхода» участники называют федеральную «Клаустрофобию», которая выходит в Новосибирск по схеме франшизы. «Я участвовал в нескольких квестах «Клаустрофобии» в других городах России. Они действительно очень качественные. В частности в квесте используется очень много электроники», ─ характеризует конкурента Сергей Лапушкин, в то же время добавляя, что и в Новосибирске уже на данный момент тоже есть качественные квесты.

Другие участники рынка считают, что приход «Клаустрофобии» позволит держать в тонусе других игроков, задав им планку для развития, а также поспособствует дальнейшей популяризации квестов. «Федеральный игрок даже улучшит ситуацию, так как он будет продвигать данный формат игр, а человек, «подсевший» на квесты, пойдёт впоследствии пойти и к конкурентам», ─ считает Дмитрий Тарасенко. В свою очередь учредитель квестов «Пандорум» Александр Резник уверен, что с появлением «Клаустрофобии» в городе появится еще один очень качественный квест, что заставит остальных держать планку выше.

По франшизам и без

У тех, кто пришел в сегмент квестом всерьез и надолго, есть шансы заявить о себе и на общероссийском уровне, став федеральным игроком на формирующемся рынке. О планах по продаже своей франшизы «КС» сообщили в «Выходе», «Клаустрофобии-Новосибирск», «Пандоруме», квесте FAUN, «Квест-Хаусе».

На сегодня наиболее сильные позиции среди участников рынка имеет «Выход». Он представлен в пяти городах СФО и 11 по всей стране, в ближайшие 2 недели откроются еще 3 города. Всего по Сибири у компании 15 реалити-квестов: 9 в Новосибирске (включая франшизные), по 2 в Якутске и Иркутске, по одному в Барнауле и Кемерове. На подходе ─ Бердск и Томск, а потом Красноярск, Чита и Норильск. Также «Выход» намерен развиваться в Москве. В планах компании ─ открытие 4-5 квестов, которые территориально будут располагаться в районе Садовом кольце. Конкуренции в Москве с крупными федеральными игроками в «Выходе» не боятся. «Решение о запуске в Москве было взвешенным и обдуманным», ─ поясняет Роман Автухов.

Экспансионные планы имеет и новосибирский партнер федеральной сети «Клаустрофобия». «Мы рассчитываем открываться в других городах СФО. Наиболее интересны «города─миллионники», но там как минимум одна франшиза уже продана. Есть задумки по запуску «Клаустрофобии» в США: мы рассматриваем Гавайи или Орландо», ─ отмечает Руслан Маханьков. По его словам, уже в этом году один из российских франчайзинговых партнеров откроет первую локацию «Клаустрофобии» в Нью-Йорке.

В свою очередь другие игроки имеют более умеренные аппетиты. Так, FAUN начинает стройку квеста в Екатеринбурге и планирует запустить его там в начале марта. Дмитрий Тарасенко планирует открыть первую локацию в Омске 1 мая текущего года.

При этом, в вопросах развития участники рынка готовы полагаться на свою предшествующую практику по другим рынкам. «Мы имеем опыт построения одной из крупнейшей в своей сфере федеральной сети (хостелы «Достоевский» — «КС») и, разумеется, учтем его», ─ отмечает Евгений Гришаков.

Впрочем, не все участники рынка видят перспективы в подобном пути развития. «Франшиза нам не интересна в любом виде. Покупать мы её не хотим, и продавать не будем – не так уж у нас много опыта, чтобы мы могли его продавать. Смешно смотреть, как некоторые проекты еще открыться не успели, а уже предлагают другим помогать», ─ отмечает Василий Шелемба.

Необходимые инвестиции

На то, чтобы оборудовать квест, обычно требуется несколько месяцев. По словам Дмитрия Тарасенко, на поиск и ремонт помещения уходит 2 месяца, а также 1 месяц на «обкатку», во время которой устраняются все технические недочеты. В этом вопросе участники рынка стараются не торопиться, несмотря на активное появление конкурентов. «Мы сразу отказались от идеи открытия локаций «на скорую руку». Некоторые игровые элементы мы заказывали из США, большое количество реквизита изготавливается вручную ─ все это требует временных затрат. Иногда антураж просит совершенно неожиданных вещей, приходится заглянуть буквально «под каждый камень», но мы не сдаемся и продолжаем поиски», ─ поясняет Евгений Гришаков.

Некоторые игроки берут за основу уже практически готовую площадку. Кто-то напротив, предпочитает строить все с «нуля». «В нашем случае это помещение 140 кв.м (речь о лофте ТРАVА – «КС»), в котором даже не было стен. Тут есть как и свои минусы (затраты на установку стен высотой 4 метра) как и плюсы (планировку мы выбираем сами)», ─ поясняет Сергей Лапушкин.

При этом, по опыту соучредителя квеста «Суперия» Анны Корчагиной, целесообразно открывать сразу несколько локаций – для того, чтобы после прохождения первого люди, если им понравилось, могли бы сразу пройти и второй. Она отмечает, что у компании было уже много случаев, когда команда после прохождения квеста возвращалась уже на следующий день, или даже в тот же день.

В среднем уровень затрат на оборудование одной локации составляет от 300 тыс. руб до 3 млн. руб. «Здесь главный вопрос — сколько денег создатель готов потратить на строительство локации, ведь за 300 тысяч рублей хорошо не сделаешь», ─ уверен Дмитрий Тарасенко. «Если речь идет о разработке качественного продукта, то 200-300 тысяч рублей составят только расходы на оборудование локации техническими решениями (и это минимум). Бесспорно, можно открыть квест и за 100 тысяч рублей, вопрос в том, будет ли он интересен. Публика становится более искушенной и если полгода назад удивляла сама идея решать загадки в закрытом помещении на время, сейчас приходится изобретать вещи более сложные», ─ солидарен Евгений Гришаков.

Квесты растут как грибы, но их уровень, качество исполнения и техническая начинка, к сожалению, оставляет желать лучшего

В «Пандоруме» отмечают, что инвестиции в одну локацию составляют у них 400 тыс. рублей. «Мы видели разные квесты, и многие в нашем городе, на наш взгляд, укладываются гораздо в меньшую сумму», ─ поясняет Александр Резник. Дмитрий Тарасенко планирует потратить на запуск одной локации 600 тысяч рублей с планируемым сроком окупаемости 4-6 месяцев.

Еще большую сумму ─ около 1 миллиона рублей ─ составили вложения в открытие первой локации у «Квест Хауса». Сейчас в компании доделывают еще 2 локации.

«Клаустрофобия», которую участники рынка называют качественным квестом, намерена потратить на создание локации порядка 2 миллионов рублей, как и это и заложено во франчайзинговом договоре.

Опыт уже состоявшихся игроков на рынке показывает, что для того, чтобы успешно «отбить» инвестиции, не нужно значительных средств. Так, Роман Автухов рассказывает, что на одну из первых локаций квеста «Выход» было потрачено примерно 880 тысяч рублей, и окупились эти вложения за 3 месяца. «Не всем удается добиться таких же результатов, что зависит от десятка различных факторов. Но в целом говорить о прибыльности бизнеса можно только в положительном ключе», ─ поясняет собеседник «КС».

Стоит отметить, что подсчет сроков окупаемости квестов базируется на сроке жизни одной локации. Минимальными усилиями локацию постоянно можно пытаться улучшать, изменять технические решения, добавлять головоломки, чтобы людям было интересно играть, однако срок жизни все равно имеет объективные ограничения. В первую очередь он зависит от наполняемости. Пока прогнозировать этот показатель в силу того, что рынок квестов только-только зародился, непросто, но основываясь на московском опыте, у всех игроков рынка он находится на отметке в 12 месяцев. Средняя цена прохождения локации для команды составляет – 2000-2500 руб.

«Если в день через локацию пройдет 10 команд по 4 человека, за месяц при такой загрузке квест посетит 1200 человек, за год — около 15 тысяч. Но не думаем, что стоит опираться на такого рода расчеты, когда упадет спрос на локацию — тогда и будем ее переделывать», ─ поясняет Евгений Гришаков.

В целом участники рынка считают, что успех квеста не определяется далеко не только затраченными инвестициями. «У нас в городе есть квесты, в которые вложения были на самом минимальном уровне, но идея была настолько хороша что, этот квест очень сильно стрельнул», ─ констатирует Сергей Лапушкин.

С такой позицией солидарен и Евгений Гришаков. «Если сравнивать с Москвой и Питером — уровень развития там выше (антураж, уровень технических загадок, и.т.д.), но и инвестиции туда вкладывают иные. Новосибирские квесты более бюджетные, зачастую проще с технической точки зрения, но они не хуже, они просто другие».

Когда ждать насыщения

Как уже отмечалось, на сегодня можно говорить о том, что рынок квестов находится лишь на начальном этапе развития. Некоторые участники, попробовав новый вид развлечения, охотно «подсаживаются» на него, будучи готовыми проходить все новые и новые локации. Впрочем, есть и такие клиенты, которые хотят лишь из любопытства попробовать квесты, и одного раза им хватает для того, чтобы предпочитать другие способы развлечений. Вопрос лишь в соотношении этих двух категорий.

По прогнозам Василия Шелембы, еще год стоит ожидать активного процесса запуска квестов и появления новых участников. «Многие, глядя на «Выход», ждут от своих проектов таких же финансовых результатов, а это не так-то просто претворить в жизнь», ─ предупреждает Василий Шелемба.

Один из собеседников «КС» условно делит всех игроков этого рынка на «романтиков», которые проникаются идеей самого квеста, и «бизнесменов», которые видят в этом рынке возможность быстрого заработка. По его мнению, последняя категория по мере взросления рынка будет со временем его покидать, так как ей будет сложнее конкурировать с более творчески ориентированными участниками, а также быть удовлетворенными отдачей на инвестиции.

По мнению Александра Резника, на данный момент рынок квестов в Новосибирске уже перенасыщен. «С количеством квестов в городе на данный момент прослеживается явный «перебор». Уровень участников тоже разный, есть качественные, интересные, технические квесты с оригинальным сценарием, а есть дешевые, абсолютно без технических задачек, что не может не сказываться на интересе прохождения, и способно подорвать доверие к отрасли у тех, кто играет впервые», ─ считает Александр Резник. Не удивительно, что из-за огромного количества игроков на новосибирском рынке и сильных позиций «Выхода» некоторые игроки предпочитают выбирать для своего развития менее конкурентные рынки: так, например новосибирец Дмитрий Тарасенко решил запускать квест в Омске.

Уровень затрат на оборудование одной локации составляет от 300 тыс. руб до 3 млн. руб.

Впрочем, большинство участников рынка все же уверены в том, что насыщение если и наступит, то не очень скоро. «Думаю, активное открытие квестов в Новосибирске продолжится до лета 2015 года, затем к концу года будет происходить балансировка сил – сильные игроки будут усиливать позиции за счет открытия собственных и франчайзинг-квестов, слабые – потихоньку уступать место. Через год, наверное, уже возможно будет говорить о конкуренции между оставшимися игроками», ─ прогнозирует Анна Корчагина. В свою очередь Руслан Маханьков констатирует, что реалити-квесты только набирают обороты в Новосибирске, и пик популярности прогнозирует ближе к концу 2015 года. Еще более оптимистичен в оценках Дмитрий Тарасенко. «Насыщение рынка может произойти за 4-5 лет, но очень важный момент в том, что квесты постоянно эволюционируют и через пару лет они будут намного интереснее, ведь многим было бы интересно попасть, например, на подводную лодку», ─ считает собеседник «КС».

В «Выходе», который присутствует на новосибирском рынке дольше всех других участников, вообще не склонны делать такие прогнозы, отмечая, что находят ответы на эти вопросы в режиме онлайн, постоянно корректируя данные.

А Сергей Лапушкин вообще уверен, что насыщение рынка не наступит никогда. «Это как кинотеатры с фильмами. В одном показывают один фильм, в другом другой. Где-то комедия, где-то ужасы. У одной рейтинг высокий, у другой ниже. Но каждый выбирает себе свой фильм и идет туда. Если вы сделаете все качественно, то вам нужно будет всего лишь побороться за тех людей которые в принципе в первый раз собираются пойти квест. А остальные, кто ходили, и кому понравилось, обязательно и к вам придут со временем», ─ рассуждает Сергей Лапушкин.

Дальнейшие пути развития

Среди дальнейших путей развития рынка его участники видят для себя разные возможности. Так, по мнению ряда представителей сегмента, квесты хорошо подходят для тимбилдингов и корпоративов. «Таких заявок поступает достаточное количество. В большинстве случаев корпоративным клиентам требуются площадки, рассчитанные на большое количество игроков. Мы принимали во внимание этот факт при поиске помещения, поэтому после открытия всех локаций наш квест одновременно смогут посетить до 22 человек. И, конечно, мы считаем, что популярность реалити-квестов, как корпоративного развлечения, будет расти», ─ уверен Евгений Гришаков. Анна Корчагина также подтверждает, что уже сейчас небольшие компании могут позволить себе прийти на корпоратив, разделиться на две команды, затем поменяться локациями. При этом, для более крупных организаций компания в скором времени планирует представить 2-3 сценария выездных квестов. «Надеяться на особую прибыль от данного направления не стоит, но это поможет донести информацию о квестах до большего числа новосибирцев», ─ поясняет Анна Корчагина.

Впрочем, не все участники разделяют такой подход. «Сегмент B2B в квестах практически не охвачен. В данном формате проводить тимбилдинг сложно — малое количество участником на очень ограниченном пространстве. И головоломки должны быть такими, чтобы для их решения требовались одновременные действия нескольких человек», ─ считает Дмитрий Тарасенко. Василий Шелемба также не видит необходимости закладывать в этот вид развлечений такой-то высокий смысл (развитие командных навыков, сплачивание коллектива и.т.д), отмечая, что прохождение квестов ─ это просто интересно и весело».

Среди других ниш в «Квест-Хаусе» отмечают, что на рынке практически нет квестов, в которые можно прийти компанией больше 5 человек, а также единицы квестов, в которые можно прийти с детьми. Высокие перспективы детских квестов поддерживают и представители «Выхода». На это играет и то, что дети больше предрасположены к различным развлекательным активностям, а также то, что в условиях кризиса родители готовы экономить на себе, но часто не готовы сокращать расходы на своих детей. Уже сейчас некоторые квесты позиционируют себя в том числе как семейные – когда дети могут проходить локации вместе с родителями, а также и самостоятельно. В «Суперии» отмечают, что с детьми до 14 лет у них в локацию отправляется ведущий.

Определенные преимущества имеют и узкоспециализированные квесты с ярко выраженной направленностью в своей нише. Например, на новосибирском рынке присутствует квест для любителей сыграть в «манчкин».

Также бизнес по организации квестов может обладать синергетическим эффектом по отношении к кофейному. Это связано с тем, что после прохождения локации многие участники зачастую хотят поделиться впечатлениями друг с другом. Для этого уже сейчас некоторые игроки рынка заключают договора с теми или иными заведениями о скидке для своих клиентов. Однако в дальнейшем специализированные кофейни могут соседствовать с квестами, и в этом случае предприниматели смогут зарабатывать как на самом квесте, так и на кофейном бизнесе.